Саратов. По наблюдениям орнитологов, в городе исчезли скворцы

Нынешней весной в не прилетели скворцы. Как поясняют орнитологи, эта полезная птица, уничтожающая гусениц и других вредных насекомых, больше не гнездится в городе из-за загрязнения воздуха и вырубки деревьев.

Как рассказал председатель саратовского отделения Союза охраны птиц Александр Антончиков, обычно прилетали в довольно рано—во второй половине марта. Когда-то эти птицы массово гнездились в регионе и успешно выводили потомство, осенью в Заволжье наблюдали огромные стаи скворцов по 2-3 тысячи особей. «Лет десять назад мы еще ставили скворечники. Теперь это не имеет смысла. Нынешней весной в Саратове видели единственную пару скворцов на южной окраине города»,—говорит Антончиков.

Как отмечает орнитолог, в течение нескольких лет разные компании Саратова проводили рекламные акции: развешивали в парках скворечники со своим логотипом. К сожалению, менеджеры не советовались со специалистами о том, как правильно сделать домики для птиц. «Рекламные» скворечники были изготовлены из струганных и окрашенных досок, что приводило к гибели птенцов. «Скворечник изнутри должен быть грубым наощупь, иначе птенцы не смогут выбраться наружу: они карабкаются из к летку, цепляясь коготками за неровности»,—объясняет Антончиков.

Основной причиной исчезновения скворцов стали не «неправильные» домики, а загрязнение окружающей среды и вырубка деревьев. Птицам, гнездящимся в дуплах, необходимы крупные, немолодые деревья, а именно такие растения в городе подвергаются уничтожению. По этой причине исчезли не только скворцы, но и поползни и пищухи. Нужно отметить, что отвечают за здоровье зеленых насаждений, так как поедают насекомых-вредителей. «Получается замкнутый круг: чем меньше скворцов, тем больше насекомых, деревья всё больше усыхают и всё больше приходится рубить. И так до состояния пустыни»,—разводит руками орнитолог.

Представители мэрии не раз заявляли, что намерены сменить сортовой состав зеленых насаждений в городе: высаживать преимущественно декоративные породы—каштаны и катальпы. Как говорит Александр Антончиков, чиновники не спрашивают специалистов, как такие решения могут отразиться на жизни птиц: «Например, семенами березы, клена, ясеня питаются снегири, дубоносы, чижи, щеглы. Но вот каштановые орешки—сомневаюсь, что их кто-нибудь ест. Декоративные растения, как та же катальпа, конечно, очень красивы, но для наших птиц—это экзотика, смогут ли они приспособиться?».

«В Детском парке когда-то гнездились соловьи, потому что там был густой кустарник. Видимо, с чьей-то точки зрения кусты выглядели недостаточно декоративно, их уничтожили. И соловьев тоже не стало»,—говорит Александр.

Исчезновение одного вида сказывается на других, причем последствия могут быть неочевидными: например, по непонятной пока причине до критических показателей сократилась популяция городских ласточек, прошедшей зимой в Саратове было отмечено очень мало синиц-лазоревок, и т.д. Зато, как говорят специалисты, большое количество мусора в городе «создает благоприятные условия для врановых, которые являются разорителями гнезд, и это ведет к еще большему сокращению численности певчих птиц».

В последние месяцы вырубка деревьев в городе стала причиной нескольких конфликтов между представителями экологических организаций и муниципальными властями. Деревья на центральных улицах города вырубали сотнями, причем жителей насторожил стиль работы коммунальных служб: рабочие приезжали поздно вечером, а муниципальные структуры, куда горожане звонили с просьбой пояснить причину происходящего, не могли ответить ничего вразумительного. На улице Первомайской женщины попытались помешать спилить деревья, некогда посаженные их родителями, и были задержаны полицией.

Кроме того, как отмечают экологи, в последние годы в Саратове общепринятой практикой стала так называемая «опиловка», когда у дерева удаляют все ветки. «Фактически это процесс поэтапного уничтожения зеленых насаждений, так как после такой обрезки далеко не все деревья в наших неблагоприятных городских условиях могут выжить»,—говорит эколог Ольга Пицунова.

В мэрии вырубку называют «реконструкцией зеленых насаждений». По утверждению чиновников, работы проводятся по письменному разрешению, выданному городской комиссией по контролю за сохранением и созданием зеленых насаждений, и под контролем специалистов сектора охраны окружающей среды. Заведующий сектором Игорь Шопен, комментируя вырубки на центральных улицах, заявил: «Там и защищать нечего». Как объясняют в администрации, деревья, посаженные много лет назад, не соответствуют современным СНиПам,—эти участки должны быть включены в охранную зону электросетей. То есть на месте спиленных старых деревьев нельзя высадить молодые. Зато можно сделать парковочные карманы.

По подсчетам мэрии, в прошлом году было срублено 820 деревьев, в нынешнем планируется 960. На одного жителя Саратова приходится 3,5 квадратных метра зеленых насаждений (при норме в 21 квадратный метр). Последние большие кампании по озеленению проходили в городе в 1960-е и 1980-е годы. Сейчас осталось около 50 тысяч деревьев, только 20 процентов из них находятся в хорошем состоянии. Впрочем, нельзя говорить об этом с уверенностью, так как инвентаризация зеленых насаждений в городе не проводилась в течение десяти лет. Муниципальное предприятие «Садово-парковое» расформировано. Результаты ухода за городской флорой можно оценивать по сводкам МЧС: каждую неделю фиксируется по три-четыре падения деревьев.

Еще более радикальные меры обсуждают в региональном правительстве. На недавнем совещании, посвященном ремонту автотрасс, наконец выяснилось, кто виноват в состоянии отечественных дорог. Оказалось, деревья. Как заявили дорожники, лесополосы вдоль автотрасс приводят к заболачиванию и подтоплению территорий, скоплению смога и тумана, так как дороги «плохо проветриваются», а корни деревьев разрушают асфальт. Представители отрасли высказали мнение, что «леса нужно убрать немедленно».

novayagazeta.ru

Похожие темы:

Вернуться на главную страницу

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.

Создание и поддержка проекта МА Родемакс